Тут из вконтакта донеслось: на сайте КПРФ разместили паническую статью о том, что из программы литературы для школьников "...изъяты некогда достойно представленные в подобных документах И.А.Крылов, А.Н.Радищев,В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, поэты пушкинской поры, в том числе Е.А.Боратынский, К.Ф.Рылеев, А.В.Кольцов, И.С.Никитин, кроме того, А.К.Толстой, А.Н.Майков, Н.С.Лесков, а также И.С.Шмелёв, В.И.Белов, К.М.Симонов, М.В.Исаковский, Н.М.Рубцов."
Честно говоря, мы не раз потихоньку с разными людьми обсуждали, что наша программа по литературе — пытка, а не обучение. Я из школьной литературы почти ничего не помню. Зато! Зато мы научились врать, читать учебник под партой на паре перед литературой, подсказывать, выкручиваться и невразумительно мычать перед учителем. И писать сочинения, не зная, о чем произведение. Потому что было скучновато, откровенно говоря.
Помню совсем мало. "Котлован", могучий и ужасный. "Кому на Руси жить хорошо" слегка шокировало. "Песнь о соколе" — отличная вещь. "Мцыри", где в горло он успел воткнуть и там два раза провернуть свое орудие. Сказки Петрушевской. Остальное сливалось в сплошной мутный поток: Базаров куда-то ездит, Онегин что-то делает, читает, убивает Ленского, Обломов ест крыжовник (или не Обломов?), князь Андрей ездит мимо дуба и смотрит в небо. Зачем, куда? Кто эти люди? О чем они думали, что переживали? Зачем мне знать мнение Белинского обо всем этом? Все это было совсем непонятно. Пятерка или двойка — вот что было понятно.
Может быть, дело в учителях? Может быть, литература благоприятно повлияла на меня, но я не замечаю? Я всегда думал, что будь моя воля, я бы школьную программу порезал, но мало думал, что бы я в нее включил.