Наконец-то дочитал "Напутствие встающему на путь воина", тянул аж с третьего курса.
Ознаменую это радостное событие (а также, наконец, начало чтения "Хагакурэ") парой противоречивых выдержек из "Будосёсинсю", на прощание, так сказать.
Первая половина книги действительно содержит "напутствия": делай то, поступай вот так, этого не делай, вот над этим подумай. Вторая половина книги - всякие поучительные истории из жизни знаменитых воинов или истории, рассказанные великими воинами. Это какая-то сплошная мясорубка, люди рубят себя и друг друга по чем зря, зато вот самураи.
Но ближе к концу опять начинаются напутствия.
наставления Ямамото Дзинъэмона
Вот наставления Ямамото Дзинъэмона:
Привязывай даже жареного цыпленка.
Продолжай пришпоривать бегущую лошадь.
<...>
Человек, критикующий тебя открыто, не потерпит заговора.
Пройди с настоящим человеком сотню метров, и он солжет тебе не меньше семи раз.
<...>
Заворачивай свои намерения в иголки сосны.
<...>
Широко открывать рот и зевать в присутствии других людей неприлично.
Когда зеваешь, прикрывай рот рукавом или веером.
Соломенную шляпу и шлем следует носить, наклонив их вперед.
На самом деле, я опустил примерно половину наставлений. Я чего понять не могу - как устроена голова у человека, который ставит эти наставления в один список? То есть либо там полный бардак, либо какой-то такой хитрый порядок, который мне еще не понятен. Пара абстрактных житейских мудростей, потом пара советов относительно людей, потом совершенно дзенское высказывание про намерение, завернутое в иголки сосны, и наконец - как правильно зевать и носить головной убор. По отдельности - дельные советы, но все вместе - как-то когнитивне.
размышлять о смерти ежедневно
Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьем или разрубают мечом. Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым.
<...>
Не нужно быть все время настороже. Нужно считать, что ты уже мертв.
Очень это живописно у автора получилось. *__* Я, конечно, был в курсе, что положено размышлять о смерти, но никто же никогда не объяснял, как это делать! Вот я и размышлял так, абстрактно - о жизни после смерти, экзистенциальную сторону смерти, всякие жизненные ситуации обдумывал. А оказывается, вон как надо. То-то же, век живи - век учись.