Погружаясь в Китай, в последнее время смотрю китайские фильмы про ихное кунг-фу. Чем эти фильмы любопытны - китайцы, когда снимают фильмы у себя, стараются увязать кунг-фу с какой-то философией, моралью, это видно и в старых фильмах Джеки Чана, и в старых фильмах Джета Ли. А когда китайцы начинают сниматься в американском кино, то вся китайская идеология обычно куда-то пропадает.
Так вот, посмотрел я два фильма, завязанных вокруг личности
Хо Юаньцзя - мастера ушу, отстаивающего на рингах честь Китая в период наплыва иностранцев в конце 19го - начале 20го века, а также основавшего первую в китайской истории организацию, начавшую открыто преподавать боевые искусства для всех желающих. Известно, что Хо Юаньцзя был отравлен злоумышленниками.
заумно, более 9000 спойлеров к фильмам "Бесстрашный" и "Кулак ярости"
Первым был фильм с Джетом Ли "Бесстрашный" 2006 года. Джет Ли играет самого мастера Хо Юаньцзя, и в фильме показан путь его духовного становления - как он из жестокого честолюбивого костолома превращается в достойного мастера, думающего прежде всего о своей стране и своем народе. Вообще большинство китайских фильмов Джета Ли - об объединении китайского народа, о том, как человек идет на любые жертвы ради всеобщего блага. Если не об этом - то об обретении умиротворения, о преданности делу монастыря и кунг-фу, которое, конечно же, предназначено не для нападения, а для защиты.
Вторым шел "Кулак ярости" с Брюсом Ли, снятый в 1972 году. Герой Брюса Ли - ученик Хо Юаньцзя по имени Чен, который, узнав о смерти учителя, возвращается и жестоко мстит тем, кто его отравил. Собственно, хотел сравнить эти два фильма, ибо забавно смотрится)
1. Идея (как я ее понял)
Итак, в "Бесстрашном" основными идеями были:
- сплочение Китая перед лицом вторгшихся иностранцев (по словам героев, Китай ослаблен междоусобными войнами);
- понимание мастером Хо сути кунг-фу; от соревнований ради победы он приходит к соревнованию ради познания себя и своих слабостей (это прямым текстом проговаривается).
В "Кулаке ярости" идея проговаривается не так ясно, но что-то можно обрисовать. Здесь на переднем плане личное самопожертвование Чена - сначала он идет один против всей японской школы бушидо, чтобы отомстить за смерть Хо. (Впрочем, не такое уж и самопожертвование, он за весь фильм одну царапину получил.) А когда из-за его буйства влипает его школа кунг-фу, он добровольно сдается в руки полиции, чтобы спасти от проблем школу. Ни о каком единстве со школой речи вообще не идет, Чен весь фильм месит японцев в одиночку, а ученики и руководитель школы только говорят друг другу: "Где же Чен, мы не знаем, где Чен!" А потом почему-то заявляют: "Чен был прав!" (в чем?!)
2. Пути героев
В "Бесстрашном" герой Джета Ли в первой половине фильма особо жестоко месит своих же - китайцев. Его ослепляет сначала честолюбие, потом месть, он никого не слушает. Потом у него случается кризис, какое-то время он тусит в глухой деревеньке, обретая покой. И уже вернувшись в наводненный буржуями Китай, не убивает никого, даже наоборот - периодически спасает на ринге иностранных противников от смерти. Месть - это плохо, честь важнее.
Герой Брюса Ли китайцев не трогает и даже не замахивается, зато как раз убивает очень много японцев и даже случайно одного русского. Причем руководствуемый той самой местью, которую через тридцать лет в "Бесстрашном" будут порицать. Но тут Чен - мстящий герой, тут он как раз отстаивает честь.
Кстати, мастер Хо действительно одолел в поединке некоего русского силача - в "Кулаке ярости" за него это проделывает Чен. Но в "Бесстрашном" никакого русского нет, там Хо дерется и побеждает аналогичного силача-американца О'Брайена. Хотя реальный О'Брайен от поединка с Хо отвертелся. Вот такой замес, блин)) Переместили акцент с русских на американцев.
3. Роль японцев (интереснее всего)
Да, в обоих фильмах мастера Хо отравили японцы, правда, совершенно по-разному.
В "Кулаке ярости" японцы из школы бушидо подослали своего человека на кухню в школу кунг-фу, тот подсыпал яд, и кирдык. Все просто, японцы составляют тут единую массу, они плохие, заносчивые, они захватчики, а убивают Хо вроде как из зависти, без особых интриг. (Насчет этого я, кстати, не в курсе - Япония начальствовала в Китае в начале 20-го века?)
А вот в "Бесстрашном" - у меня появилось такое ощущение, что китайцы решили извиниться перед японцами)) В этом фильме мастер Хо принимает участие в состязании с четырьмя иностранными противниками - три европейца и японец Танака, мастер бушидо. Затевает это мероприятие другой японец, обуржуевший Мито - с целью отравить Хо Юаньцзя, дабы тот проиграл на глазах у всех, и Китай был бы снова опозорен. Но не тут-то было - Танака оказывается хорошим японцем! Перед поединком Танака встречается с Хо, чтоб выпить чаю и проникается его мудростью, таким образом подчеркивается, что японцы с китайцами - народы хоть и разные, но родственные (европейцы-то не врубаются). А отравили Хо Юаньцзя не те японцы, которые идут путем бушидо, а другие - жалкие людишки вроде Мито, продавшие свою страну европейцам. В итоге мастер Хо, уже отравленный, чуть не убивает на ринге Танаку, но в последний момент останавливает кулак и умирает - и Танака признает свое поражение и даже потом бычит на Мито: "Ты позор для страны!"
________________________
Короче)) Подытоживать ничего не буду, просто вот такое занятное, на мой взгляд, наблюдение - насколько по-разному подан один и тот же сюжет. И все-таки мне кажется, что "Бесстрашный" - это реально попытка как-то исправить наезд "Кулака ярости". Точно так же в Советском Союзе нас, детей, играющих в войнушку, постепенно переучивали с "убивания немцев" на "убивание фашистов".
Фильмы с Брюсом Ли мне не очень нравятся (я еще посмотрел "Enter the Dragon"), а фильмы с Джетом Ли нравятся побольше - как ни странно, именно своей плоской идеологичностью. Ничего не скрывается, основные мудрости проговариваются прямым текстом. И на фоне его китайских фильмов "Danny the Dog" выглядит совсем убого. Остальные его не-китайские фильмы даже смотреть не хочется. И из китайских фильмов "Бесстрашный", мне кажется, самый удачный - и битвы там как-то зрелищнее смотрятся (без этих обычных полетов по деревьям), и не настолько он плоский, как "Храмы Шаолиня", которые ну совсем уж простые, как кукольный спектакль. "Бесстрашного" посмотреть рекомендую (можно скачать на торрент-треккере rutor.org без всяких регистраций).
А, оказывается, Джет Ли успел сняться прямо в ремэйке "Кулака ярости", интересно будет посмотреть и понаблюдать, что там добавится/изменится)
А может, дело в том, что сам Джет Ли мне нравится больше, чем Брюс Ли)) Джет Ли даже в драках какой-то мягкий, и в остальное время все больше улыбается. А Брюс Ли - блин, реально страшно смотреть на него. о__о Явный альфа-самец, смотрит, в основном, как-то высокомерно и даже с презрением.
Зато китайские тетки в фильмах с Брюсом Ли красивее!))
Леночка., веселый фильм, ага)) Только летающие китайцы мне перестали нравиться - они все время начинают летать в неподходящий момент, когда хочешь посмотреть на хорошо поставленный поединок, а они как начнут, не остановишь.
Вики
Тогда вообще непонятны события, происходящие в "Кулаке ярости" - там идет 1908 или 1909 год, и Япония уже якобы насадила везде своих. Впрочем, может, это уже художественное искажение реальности.
Впрочем, всё всегда происходит как надо, но это уже совсем другая история.
Кстати, сколь многое мы пропускаем,а
" 27 июля Творческое Объединение ZEN-ZEN-ZEN откроет импровизационной программой Второй Международный Бодхисаттвический фестиваль дзен-искусства "Маха-Упайя-Пати""
Мне просто название уж шибко приглянулось. И маха тебе, и упайя.
А в конце пховы, кстати, бывает кармапа-пати или кагью-пати, я не помню. Танцы на столах, алкоголь, а также другие полезные духовные вещи.
Девочка Света мне рассказывала про пикник московских буддистов в честь одного из приехавших гуру. Адаптированный епт русский буддизм, чуть ли не с песнями под баян и скоморохами с медведем.
Но мне кажется, что это такая традиция у данного ламы - вне зависимости от страны.
леночка не одобряэ